Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
О себеЭссе «Моя педагогическая философия»Трудная, но бесконечно радостная по отдаче работа… Когда поет душа? Когда её не душат. Когда за слово каждое не отдерут за уши, Когда она летит от края и до края, Свободна и вольна, от счастья замирая. Тогда она живёт, творит, не умирает… Е. Победимская Вечер. Я сижу за письменным столом у окна, рядом лежит стопка непроверенных тетрадей по математике. На улице, кружась, падают пушистые снежинки. Тишина. В окно видна величественная Троицкая церковь, которая находится напротив моего дома. Ловлю себя на мысли, что обращаюсь к Всевышнему: «Господи, спасибо! Я самый счастливый человек, у меня есть все: дом, семья и моя любимая работа. Работа, без которой я не мыслю свою жизнь. Благодарю тебя, Господи!». Окончив школу, я и не думала, что стану учителем. Передо мной стоял выбор: менеджер? бухгалтер? экономист? Для меня это было не столь важно. Я точно знала лишь одно: моя жизнь будет связана тем или иным образом с математикой. Моя любовь к этой сложной науке помогла поступить на физико-математический факультет Марийского государственного университета на специальность «математика» и успешно закончить его. Имея на руках диплом с отличием, я имела возможность устроиться на любую престижную работу. Но в глубине души я чувствовала, что служба в офисе – это не моё призвание. Всё чаще вспоминала школьные годы, свой первый урок в качестве педагога - дублёра в день самоуправления. Волей судьбы мы оказались на родине мужа, в селе Салобеляк Яранского района. Когда мне предложили место учителя математики в местной школе, я, не раздумывая, согласилась, потому что это решение было уже осознанным. На первых порах я испытывала трудности: незнакомый коллектив, никакого опыта работы, не всегда послушные дети. Но очень быстро освоилась, неравнодушные педагоги помогли наладить контакт с детьми. Работа стала приносить удовольствие. Быть учителем – это учить и учиться все время, создавать новое, творить вместе с детьми… Согласна с заповедью: учитель учит до тех пор, пока сам учится. Мне стало интересно участвовать в семинарах, открытых мероприятиях, педагогических конкурсах, и в своих учениках я приветствую активную жизненную позицию, стремление участвовать в общественной жизни школы. Ведь благодаря активному творческому труду виден результат работы, повышается собственная самооценка, улучшается мнение окружающих. Учась в школе, я считала, что работа учителя заключается только в проведении уроков и проверке тетрадей. Но оказалось, что это лишь малая доля. Быть учителем – это быть с детьми такой, какая я есть - человеком, часто чего-то не знающим, колеблющимся, ошибающимся, ищущим. Учить и учиться все время, решать вместе с детьми, создавать, творить тоже вместе с ними… В моем представлении учитель - это друг и советчик детей, не дающий готовой истины, а сопровождающий и направляющий их в ее поиске. Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и учитель – открывает и взращивает индивидуальность каждого ученика. Часто можно услышать такое выражение: «Я надеюсь только на себя». Всем хорошо это выражение, если бы не сквозило в нем какое-то противопоставление себя всему миру, не правда ли? Обычно такая позиция приводит к тяжелому, изматывающему труду. Поэтому я хочу занять позицию не оборонительную, а творческую, созидательную. И вот я задумалась о том, что надо не просто давать урок за уроком, а необходимо, если ты хочешь быть настоящим учителем, знать сверхзадачу своей работы – тот главный стержень, вокруг которого строится весь процесс обучения. Но чтобы понять это, нужно время, свой опыт. Важно научить ребёнка не только азам математики, но и воспитать его настоящим человеком. Учитель должен быть уверен в том, а сможет ли маленький человечек сам найти пути решения задач, поставленных перед ним жизнью? Этот вопрос я ставлю перед собой ежедневно, идя на урок. Для того, чтобы «пробудить» ученика, вовлечь в познавательную деятельность, нужно заинтересовать его. Интерес можно вызвать через содержание учебного материала, через необычные формы уроков, внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизненному опыту ребенка. Я мысленно «прокручиваю» приемы, с помощью которых завтра буду объяснять новый материал. Авторитет, доверие, уважение, любовь – понятия, знакомые всем нам с детства. Но вот пути их достижения, стоящие перед учителем, не совсем обычны. Не совсем обычны с точки зрения повседневной жизни, поскольку молодому педагогу приходиться изменять фокус своего внимания на 3600. Это значит не требовать любви, внимания и поддержки от других людей, которые часто не в состоянии их дать, а ты сам должен излучать свет любви, который будет привлекать к тебе всех окружающих. «Если вы хотите внимания и признания, научитесь отдавать внимание и признание» - слова психолога Дипака Чопра. Современный урок невозможно представить без применения новых технических средств обучения. Но никакая, даже самая совершенная техника, не сможет заменить эмоционального учительского слова. Даже в эпоху информационных технологий живое слово, взгляд, дар учителя не заменят компьютерные презентации, которые делают урок ярким, убедительным. Очень точно и метко об учителе написал С.Л. Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела». Профессия учителя – это и труд, и призвание. Позади четыре года работы в школе, удивительной по насыщенности, интенсивности, по обилию радостных эмоций, сомнений, тревог, разочарований и волнений. Учительское дело сложное, но начинать работать помогает молодость, всегда хорошее настроение и ощущение радости от каждого дня. Сейчас я с неподдельной гордостью говорю всем, что люблю свою работу. Ведь учитель живет и трудится благодаря искренним улыбкам, милой детской непосредственности и неудержимой энергии своих учеников. Мне жаль тех молодых учителей, которые уходят из школы, не выдержав испытательный срок и не успев понять счастья, ожидающего их в скором времени. Темнеет! На душе покой и благодать. Я понимаю, что у меня своя, особенная миссия на Земле…Я - учитель! Моё предназначение – служить её величеству Математике, учить детей этой сложной и увлекательной науке. Говорят, что учитель всю жизнь учится. Ну что ж, я согласна, трудности меня совершенно не пугают, ведь я прекрасно понимаю, что для того, чтобы заниматься любимым делом, нужны хорошие знания. Я молода, полна энергии и сил. Вся моя жизнь - это поиск ответа на вопрос: Кто я? Зачем пришла в этот мир? Каково мое предназначение? Чего я хочу от жизни? На эти вопросы мне еще предстоит ответить! Вот уже совсем стемнело, зажглись фонари, беру стопку тетрадей и снова сюрприз! Ученик, за которого я так переживала, справился с контрольной работой. Разве это не радость!? Надо обязательно похвалить, сказать слова благодарности, ведь он справился, он стал на ступеньку выше…. Да, я счастливый человек, потому что утром с радостью иду в школу, чтобы снова и снова встретиться с моими учениками, коллегами – моими единомышленниками, живущими со мной в одном ритме жизни. А вечером, усталая, но не разочаровавшаяся в своей работе, иду домой, где меня ждет моя семья. Но и дома я буду думать о школе, строить планы о том, что надо сделать еще, и еще… Чудес в педагогике не бывает. Есть большая, трудная, порой невыносимо трудная, но бесконечно радостная по отдаче работа. Прекрасно, когда ребята ждут урока, когда подбегают и спрашивают: «Что у нас сегодня будет на уроке?». И каждый день их надо чем-то удивлять. Пусть же нашим детям повезет, и они каждый день будут встречаться в школе с радостью… |
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||