Понедельник, 29.04.2024, 06:46
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя математики Ятмановой Ольги Григорьевны

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

О себе

Эссе «Моя педагогическая философия»

Трудная, но бесконечно радостная по отдаче работа…
Когда поет душа?
Когда её не душат.
Когда за слово каждое не отдерут за уши,
Когда она летит от края и до края,
Свободна и вольна, от счастья замирая.
Тогда она живёт, творит, не умирает…

                           Е. Победимская



Вечер. Я сижу за письменным столом у окна, рядом лежит стопка непроверенных тетрадей по математике.  На улице, кружась, падают пушистые снежинки. Тишина. В окно видна величественная Троицкая церковь, которая находится напротив моего дома. Ловлю себя на мысли, что обращаюсь к Всевышнему: «Господи, спасибо! Я самый счастливый человек, у меня есть все: дом, семья и моя любимая работа. Работа, без которой я не мыслю свою жизнь. Благодарю тебя, Господи!».

Окончив школу, я и не думала, что стану учителем. Передо мной стоял выбор: менеджер? бухгалтер? экономист? Для меня это было не столь важно. Я точно знала лишь одно: моя жизнь будет связана тем или иным образом с математикой. Моя любовь к этой сложной науке помогла поступить на физико-математический факультет Марийского государственного  университета  на специальность «математика» и успешно закончить его. Имея  на руках  диплом с отличием, я имела  возможность устроиться на любую престижную работу.  Но в глубине души я чувствовала, что служба в офисе – это не моё призвание. Всё чаще вспоминала школьные годы, свой первый урок в качестве педагога - дублёра  в день самоуправления. Волей судьбы мы оказались на родине мужа, в селе Салобеляк Яранского района. Когда мне предложили место учителя математики в местной школе, я, не раздумывая, согласилась, потому что это решение было уже осознанным.

На первых порах я испытывала трудности: незнакомый коллектив, никакого опыта работы, не всегда  послушные дети. Но очень быстро освоилась, неравнодушные  педагоги помогли наладить контакт с детьми. Работа стала приносить удовольствие.

Быть учителем – это  учить и учиться все время, создавать новое, творить вместе с детьми…  Согласна с заповедью: учитель учит до тех пор, пока сам учится. Мне стало интересно участвовать  в семинарах, открытых мероприятиях, педагогических конкурсах, и в своих учениках я приветствую  активную жизненную позицию, стремление участвовать в общественной жизни школы. Ведь благодаря активному творческому труду виден результат работы, повышается собственная самооценка, улучшается мнение окружающих.

        Учась в школе, я считала, что работа учителя заключается только в проведении уроков и  проверке тетрадей. Но оказалось, что это лишь малая доля. Быть учителем – это  быть с детьми такой, какая  я есть - человеком, часто чего-то не знающим, колеблющимся, ошибающимся, ищущим. Учить и учиться все время, решать вместе с детьми, создавать, творить тоже вместе с ними… 

        В моем представлении учитель - это друг и   советчик детей, не дающий готовой истины, а  сопровождающий  и направляющий  их в ее поиске. Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно,  как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и учитель – открывает и взращивает  индивидуальность каждого ученика.

      Часто можно услышать такое выражение: «Я надеюсь только на себя». Всем хорошо это выражение, если бы не сквозило в нем какое-то противопоставление себя всему миру, не правда ли? Обычно такая позиция приводит к тяжелому, изматывающему труду. Поэтому я хочу занять позицию не оборонительную, а творческую, созидательную.

      И вот я задумалась о том, что надо не просто давать урок за уроком, а необходимо, если ты хочешь быть настоящим учителем, знать сверхзадачу своей работы – тот главный стержень, вокруг которого строится весь процесс обучения. Но чтобы понять это, нужно время, свой опыт. Важно научить ребёнка не только азам математики, но и воспитать его настоящим человеком. Учитель должен быть уверен в том, а сможет ли  маленький человечек сам найти пути решения задач, поставленных перед ним жизнью? Этот вопрос я ставлю перед собой ежедневно, идя на урок.  Для того,  чтобы «пробудить» ученика, вовлечь в познавательную деятельность,  нужно заинтересовать его. Интерес можно вызвать  через содержание учебного материала, через необычные формы уроков,  внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизненному опыту ребенка. Я мысленно «прокручиваю» приемы, с помощью которых завтра буду объяснять новый материал.

Авторитет, доверие, уважение, любовь – понятия, знакомые всем нам с детства. Но вот пути их достижения, стоящие перед учителем, не совсем обычны. Не совсем обычны с точки зрения повседневной жизни, поскольку молодому педагогу приходиться изменять  фокус своего внимания на 3600. Это значит не требовать любви, внимания и поддержки от других людей, которые часто не в состоянии их дать, а ты сам должен излучать свет любви, который будет привлекать к тебе всех окружающих. «Если вы хотите внимания и признания, научитесь отдавать внимание и признание» - слова психолога Дипака Чопра.

Современный урок невозможно представить без применения новых технических средств обучения. Но никакая, даже самая совершенная техника, не сможет заменить эмоционального учительского слова. Даже в эпоху информационных технологий живое слово, взгляд, дар учителя не заменят компьютерные презентации, которые делают урок ярким, убедительным. Очень точно и метко об учителе написал С.Л. Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела». Профессия учителя – это и труд, и призвание.

     Позади четыре года работы в школе, удивительной по насыщенности, интенсивности, по обилию радостных эмоций, сомнений, тревог, разочарований и волнений. Учительское дело сложное, но начинать работать помогает молодость, всегда хорошее настроение и ощущение радости от каждого дня. Сейчас я с неподдельной гордостью говорю всем, что люблю свою работу. Ведь учитель живет и трудится благодаря искренним улыбкам, милой детской непосредственности и неудержимой энергии своих учеников. Мне жаль тех молодых учителей, которые уходят из школы, не выдержав испытательный срок и не успев понять счастья, ожидающего их в скором времени.

      Темнеет! На душе покой и благодать. Я понимаю, что у меня своя, особенная миссия на Земле…Я - учитель! Моё предназначение – служить её величеству Математике, учить детей этой сложной и увлекательной науке. Говорят, что учитель всю жизнь учится. Ну что ж, я согласна, трудности меня совершенно не пугают, ведь я прекрасно понимаю, что для того, чтобы заниматься любимым делом, нужны хорошие знания. Я молода, полна энергии и сил. Вся моя жизнь - это поиск ответа на вопрос: Кто я? Зачем пришла в этот мир? Каково мое предназначение? Чего я хочу от жизни? На эти вопросы мне еще предстоит ответить!

         Вот уже совсем стемнело, зажглись фонари, беру стопку тетрадей и снова сюрприз! Ученик, за которого я так переживала, справился с контрольной работой. Разве это не радость!? Надо обязательно похвалить, сказать слова благодарности, ведь он справился, он стал  на ступеньку выше…. 

    Да, я счастливый человек, потому что утром  с радостью иду в школу, чтобы снова и снова встретиться с моими учениками, коллегами – моими единомышленниками, живущими  со мной  в  одном ритме жизни. А  вечером, усталая, но не разочаровавшаяся в своей работе, иду  домой, где меня  ждет  моя  семья. Но и дома   я буду   думать о школе, строить  планы о том, что надо сделать еще, и еще… Чудес в педагогике не бывает. Есть большая, трудная, порой невыносимо трудная, но бесконечно радостная по отдаче работа. Прекрасно, когда ребята ждут урока, когда подбегают и спрашивают: «Что у нас сегодня будет на уроке?». И каждый день их надо чем-то удивлять. Пусть же нашим детям повезет, и они каждый день будут встречаться в школе с радостью…
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz